?

Log in

No account? Create an account
October 2012   01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Posted by midbar on 2007.08.07 at 12:14
Вышел на финишную прямую в процессе чтения "Жестяного барабана". Наверняка в те последние 100 страниц, что осталось прочитать, я еще чего-нибудь придумаю. Но уже сейчас у меня есть ряд мыслей по прочитанному.

1. Готов взять свои слова по поводу неуместности назидательности Грасса. Я теперь понял (по крайней мере мне так кажется), для чего он это делает. Все дело в стиле написания Барабана. Три части книги - есть ни что иное как три разных культурных традиции:
Первая часть - однозначно модернизм со всеми красивостями, присущими югендстилю.
Вторая часть - сухой язык фронтовых сводок, исключительно констатация фактов.
Третья часть - прото-постмодернизм со всеми его выкрутасами и сюрреализмами.
Вот и назидательность просматривается в основном только в первой части. В остальных друх частях морализаторству нет места, там остается лишь суровая правда жизни (прошу прощения за избитый штамп).

2. Грасс интересным образом манипулирует персонажами наделяя из дополнительным смыслом. Я уже писал об этом ранее. Но в процессе чтения, я заметил еще одну интересную черту. К сожалению, не смогу разъяснить литературными терминами, поэтому позволю себе немного програмерской терминологии.
Представим что все географические и национальные объекты обозначаются через определенные переменные.
$var[object]
Тогда все персонажи будут передавать значение в виде переменной
$object
Таким образом мы получаем array данных.
$var = array (object => $object, object1 => $object1, ..., objectn => $objectn)

Как же это выглядит у Грасса.
$книга = array (Германия => Агнес, Немцы => Альфред, Поляки => Ян, Евреи => Маркус)
Но данная конструкция подходит к первой части книги, в дальнейшем Грасс расширяет эту модель. Он наделяет переменные дополнительными значениями.
$книга = array (
Германия (Агнес, Густа)
Немцы (Альфред, Корнефф)
Поляки (Ян, Хедвиг)
Евреи (Маркус, Файнгольд)
)

Таким образом Грасс добивается эффекта, когда читатель не просто по другому воспринимает персонажей, но и проецирует изменившегося персонажа на народы/города/страны.

3. Так для самоконтроля. Любовь Оскара к медсестрам я объясняю тем, что мать Оскара Агнес была сестрой милосердия, когда познакомилась с Мацератом.

Previous Entry  Next Entry